ДОКЛАД
об осуществлении муниципального жилищного контроля
администрацией муниципального образования
Северский район за 2023 год
Доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2041 «Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - постановление Правительства РФ от № 336).
1. Общие сведения о муниципальном жилищном контроле
Основными нормативными правовыми документами, регулирующими проведение муниципального жилищного контроля, являются:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон № 248-ФЗ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
- постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
- решение Совета муниципального образования Северский район от 25.01.2024 № 429 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Северский район от 23 декабря 2021 года № 165 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территориях сельских поселений муниципального образования Северский район».
Положением о муниципальном жилищном контроле, утвержденным решением Совета муниципального образования Северский район от 25.01.2024 № 429 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Северский район от 23 декабря 2021 года № 165 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территориях сельских поселений муниципального образования Северский район» (далее - Положение), определены объекты муниципального жилищного контроля.
Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Краснодарского края в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (далее - обязательные требования) и соблюдения физическими лицами, являющимися нанимателями жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Северский район и сельским поселениям Северского района, требований, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, муниципальными правовыми актами на территориях сельских поселений муниципального образования Северский район в отношении:
1) жилых помещений муниципального жилищного фонда, их использования и содержания; использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, в котором все или отдельные помещения находятся в муниципальной собственности;
2) требования к формированию фондов капитального ремонта;
3) создания и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, жилых домах, в которых все или отдельные помещения находятся в муниципальной собственности.
4) предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, жилом доме, в котором все или отдельные помещения находятся в муниципальной собственности;
5) изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме или отдельные помещения находятся в муниципальной собственности, ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) содержания общего имущества в многоквартирном доме или отдельные помещения находятся в муниципальной собственности, и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) порядок размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
8) обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах или отдельные помещения находятся в муниципальной собственности;
9) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Предметом муниципального жилищного контроля также является исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
Объектами муниципального жилищного контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования в сфере жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении муниципального жилищного фонда;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования в сфере жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении муниципального жилищного фонда;
3) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования в сфере жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении муниципального жилищного фонда.
Ключевые показатели по муниципальному жилищному контролю и их целевые значения закреплены в Положении:
Количество погибших в результате нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере управления, оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг на 10 тыс. жителей (человек).
Целевое значение показателя - 0.
2. Количество получивших вред (ущерб) здоровью в результате нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере управления, оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг на 10 тыс. жителей (человек).
Целевое значение показателя - 0.
3. Количество получивших материальный ущерб в результате нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере управления, оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг на 10 тыс. жителей (человек).
Целевое значение показателя – 0 %.
4. Доля устраненных, из числа выявленных, нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере управления, оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг.
Целевое значение показателя – 100 %.
2. Сведения об организации муниципального
жилищного контроля
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона № 248-ФЗ система оценки и управления рисками при осуществлении муниципального жилищного контроля не осуществляется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 61 Федерального закона № 248-ФЗ муниципальный жилищный контроль осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий.
На основании пункта 3 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
На основании постановления администрации муниципального образования Северский район от 1 апреля 2022 года № 500 «Об утверждении Положения об управлении муниципального контроля администрации муниципального образования Северский район» муниципальный жилищный контроль осуществляет управление муниципального контроля администрации муниципального образования Северский район (далее - Управление).
Финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению муниципального жилищного контроля исполняется за счет средств муниципального бюджета.
Для осуществления функций муниципального жилищного контроля выделена 1 штатная единица, укомплектованность за отчетный 2023 год составила 100%.
Мероприятия по повышению квалификации работника в 2023 году не проводились.
Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю не привлекались.
При осуществлении муниципального жилищного контроля используются следующие государственные информационные системы: ФГИС «Единый реестр видов контроля», ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», информационная система «Реформа КНД» (monitoring.ar.gov.ru). Сведения о проводимых мероприятиях размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте администрации муниципального образования Северский район.
При осуществлении муниципального жилищного контроля Управлением осуществляется межведомственное взаимодействие на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06 марта 2021 года № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 года № 2019 «Об утверждении правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Кроме того, в связи с тем, что в настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая осуществление муниципального жилищного контроля, находится в стадии активного формирования, практика ее применения только начинает формироваться, в 2023 году с целью формирования единообразной правоприменительной практики осуществлялась следующее межведомственное взаимодействие:
1) информационно-методический обмен с инспекторами муниципального жилищного контроля, осуществляющими деятельность в Краснодарском крае и за его пределами очно, в телефонном режиме, в телеграмм-каналах;
2) участие в вебинарах (ВКС) по темам, связанным с осуществлением муниципального контроля и реформой контрольно-надзорной деятельности;
3) на постоянной основе осуществлялся мониторинг изменений действующего законодательства, регулирующего осуществление контрольной деятельности органами местного самоуправления, с целью поддержания в актуальном состоянии муниципальных нормативно-правовых актов в данной сфере.
На основании статьи 39 Федерального закона № 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона № 248-ФЗ. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона № 248-ФЗ, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 40 Федерального закона № 248-ФЗ. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
3. Сведения о профилактике рисков причинения вреда (ущерба)
Постановлением администрации муниципального образования Северский район от 03.02.2023 № 173 «О проведении общественных обсуждений по проекту постановления администрации муниципального образования Северский район «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля на территориях сельских поселений муниципального образования Северский район на 2023 год» разработана программа профилактики рисков (далее - Программа). В соответствии с Программой, при осуществлении муниципального жилищного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
В 2023 году в рамках муниципального жилищного контроля внеплановые контрольные мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами не проводились на основании введенного моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом № 248-ФЗ, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 336.
Управлением, посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 21, частью 3 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ на постоянной основе ведётся информирование о требованиях законодательства, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации, а также о последствиях выявленных нарушений требований законодательства путём размещения данной информации на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования Северский район.
Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 21, частью 3 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ на официальном сайте администрации муниципального образования Северский район в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах.
В соответствии с действующим Положением независимая оценка соблюдения обязательных требований при осуществлении муниципального жилищного контроля не применяется.
4. Сведения о контрольных мероприятиях и
специальных режимах муниципального контроля (надзора)
В 2023 году проведение контрольных мероприятий в рамках муниципального жилищного контроля, на основании требований постановления Правительства РФ № 336, не осуществлялось.
При осуществлении муниципального жилищного контроля проводятся следующие контрольные мероприятия:
1) контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами;
2) контрольные мероприятия при взаимодействии с контролируемыми лицами.
Управлением проводятся следующие контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа данных об объектах контроля, имеющихся у Контрольного органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи);
2) выездное обследование (посредством обследования по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, без взаимодействия с контролируемым лицом).
Порядок проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами предусмотрен статьями 74, 75 Федерального закона № 248-ФЗ.
4.3. Управлением проводятся следующие виды контрольных мероприятий при взаимодействии с контролируемыми лицами:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка;
4) рейдовый осмотр.
При проведении контрольных мероприятий может осуществляться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, время фиксации объекта. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, приобщаются к акту контрольного мероприятия.
Специальные режимы при осуществлении муниципального жилищного контроля не применяются.
5. Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора)
В 2023 году проверки по муниципальному жилищному контролю в отношении юридических лиц и предпринимателей не проводились.
Согласно постановлению Правительства РФ № 336 определено, что до конца 2023 года Управление не вправе проводить плановые и внеплановые проверки, а также инспекционные визиты и рейдовые осмотры, т.е. контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые во взаимодействии с контролируемыми лицами, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимым по основаниям, предусмотренным пунктом 3 указанного постановления – при условии согласования с органами прокуратуры в случаях, связанных с непосредственной угрозой либо по фактам причинения вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Под «непосредственной угрозой» понимается высокая вероятность причинения соответствующего вреда в ближайшем будущем.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ № 336, допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. К указанным мероприятиям относится наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. В ходе наблюдения анализируются данные об объекте контроля, которые имеются в Управлении. При выездном обследовании инспектор проводит осмотр объекта контроля с общедоступной территории (открытой для посещения неограниченным кругом лиц) без информирования контролируемых лиц и без доступа на обследуемый объект.
В рамках осуществляемого жилищного контроля применяется досудебное и судебное обжалование решений контрольного органа, действий и (бездействия) его должностных лиц. В 2023 году обжалований решений контрольного органа не было.
В связи с тем, что нарушений обязательных требований контрольным органом не было установлено, реализация мер по пресечению нарушений не осуществлялось.
6. Сведения об индикативных показателях вида контроля
В соответствии с действующим Положением в индикативные показатели по муниципальному жилищному контролю включены:
1) Общее количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых осуществляются мониторинговые мероприятия;
2) количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых выявлены нарушения обязательных требований в результате мониторинговых мероприятий;
3) количество вынесенных определений о проведении административного расследования;
4) количество административных наказаний, наложенных в результате совершения административных правонарушений, по которым были проведены административные расследования;
5) общая сумма наложенных штрафов в результате совершения административных правонарушений, по которым были проведены административные расследования;
6) количество протоколов об административных правонарушениях;
7) количество постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
8) количество постановлений о назначении административных наказаний;
9) количество административных наказаний, по которым административный штраф был заменен предупреждением;
10) общая сумма наложенных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях;
11) общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов;
12) средний размер наложенного штрафа;
13) количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
14) общее количество проведенных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
15) среднее число должностных лиц, задействованных в одном мероприятии, осуществляемом без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
7. Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе
о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей
В соответствии с действующим Положением при осуществлении муниципального жилищного контроля закреплены следующие ключевые показатели:
Ключевые показатели Целевые значения (%)
Доля устраненных нарушений обязательных требований от числа выявленных нарушений обязательных требований 100
Доля нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий и устраненных до их завершения при методической поддержке проверяющего инспектора 100
Доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) контрольного органа и (или) его должностных лиц при проведении контрольных мероприятий от общего количества поступивших жалоб 0
Доля решений, принятых по результатам контрольных мероприятий, отмененных контрольным органом и (или) судом, от общего количества решений 0
В силу действия постановления Правительства РФ № 336 ключевые показатели муниципального жилищного контроля в 2023 году достигнуты не были.
8. Выводы и предложения по итогам организации и
осуществления муниципального жилищного контроля
В связи с тем, что в настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая осуществление муниципального жилищного контроля, находится в стадии активного формирования, практика ее применения только начинает формироваться, поэтому для повышения эффективности осуществления муниципального жилищного контроля и формирования единообразной правоприменительной практики предлагаю продолжить:
1) информационно-методический обмен с инспекторами муниципального контроля, осуществляющими деятельность в Краснодарском крае и за его пределами очно, в телефонном режиме, в телеграмм-каналах;
2) участвовать в вебинарах, семинарах (в т.ч. ВКС) по темам, связанным с осуществлением муниципального контроля и реформой контрольно-надзорной деятельности;
3) на постоянной основе осуществлять мониторинг изменений действующего законодательства, регулирующего осуществление контрольной деятельности органами местного самоуправления, с целью поддержания в актуальном состоянии муниципальных нормативно-правовых актов в данной сфере;
4) сотрудников, осуществляющих функции муниципального жилищного контроля в обязательном порядке направлять на повышение квалификации в области муниципального контроля, а также по вопросам противодействия коррупции при исполнении обязанности муниципального служащего;
5) регулярно проводить обучающие семинары для специалистов, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, для правильного применения на практике положений действующего федерального законодательства в области проведения муниципального жилищного контроля и обмена опытом;
6) обеспечить необходимыми средствами связи и материальными ценностями для хранения материалов проверки с соблюдением законодательства о защите персональных данных;
7) осуществлять на постоянной основе финансирование вопросов, связанных с осуществлением муниципального жилищного контроля.